Оставьте заявку и получите бесплатную консультацию

Юлия Лос – о том, кому в действительности нужен личный бренд

Blog

Юлия Лос – один из пионеров персонального брендинга в России. За 7 лет она основала агентство Brandme, на практике помогла предпринимателям с личным позиционированием и продвижением, а также разработала теоретическую базу персонального брендинга. Юлия объяснила, как выбрать между бренд-стратегом и психологом, с какими задачами можно справиться самостоятельно и как меняют правила маркетинга молодое поколение.

– Чем вы занимались до открытия агентства Brandme?

– Я работала стратегом в международных рекламных агентствах, параллельно получила образование стилиста, а еще с детства увлекалась психологией. Эти три компетенции – маркетинг, стиль и психология – привели к созданию агентства Brandme. 

Я часто вспоминаю, как мы сидели на кухне BBDO с нашим нынешним арт-директором Нани Когуа и размышляли о том, как было бы интересно делать брендинг для людей. Это был 2011 год. Тогда про это никто не думал: только начали развиваться соцсети. Мы даже не понимали, как назвать это направление: «личный бренд», «личностный бренд», «я-бренд», «персональный бренд», «self-branding». В итоге мы выбрали «self-branding». Нам показалось, что этот термин самый верный – человек сам себя создает как бренд. 

Я была одной из первых, кто это направление развивал: объясняла, что нужно заботиться о своей репутации, что мир еще никогда не был таким открытым и прозрачным, что есть инструменты для самостоятельного поиска клиентов, что будущее за соцсетями. 


– Насколько было сложно найти первых клиентов?

– Если честно, то это было сложно. Мне это было тогда под силу только благодаря невероятной страсти, энергии, молодости. Это была авантюра, в которую я верила. 

Первые клиенты – друзья, друзья друзей, знакомые знакомых. Никаких связей и выходов на кого-то у меня не было. Сейчас понимаю, что это не совсем правильно, можно было больше времени уделить нетворкингу, например, и облегчить себе путь. 

По сути, я из наемного сотрудника большой корпорации превратилась в предпринимателя, и я ничего в этом не понимала. Надо было хотя бы пару бизнес-книг прочитать – о том, как строить команду, о бизнес-моделях, о маржинальности бизнеса, о масштабировании.

Опыт тысячи ошибок теперь помогает работать с клиентами. Я сосредоточилась именно на предпринимателях, на людях дела. Мне с ними интереснее всего. Я делаю для них персональный брендинг и на этой основе выстраиваю продвижение проекта. Мне нравится вместе создавать мир, который нам нравится. Я вижу, как мои знания помогают и превращаются в реальные результаты у клиента. 

Обычно человек приходит ко мне уже с пониманием бизнеса: на чем и как он будет зарабатывать. Без этого работать над брендом бессмысленно, преждевременно. На каждом занятии я советую сначала разобраться с тем, зачем, как и что вы делаете. Продукт – это самое главное. Идея должна превратиться во что-то конкретное, для чего я помогу создать аутентичный личный бренд и продумать связку «личность – бизнес». 

«Идеальный запрос клиента – это "у меня есть бизнес и продукт, помогите с помощью репутации зарабатывать больше, выйти на другой уровень, найти нужные связи"»

– Есть принципиальные отличия в механизмах продвижения личного бренда и компании?

– Да, это необходимость учитывать психологию предпринимателя. Самое главное в личном бренде – это человек, его ценности и взгляды, активность и энергия. Если ты не понимаешь себя, свое позиционирование, сильные стороны, то не сможешь продвигаться. Можно построить образ, но потом стать его заложником. Я знаю таких людей. Они живут в панических атаках, постоянно думают, что их рассекретят, раскроют, немного сходят с ума. Это не круто. 

– Насколько сложно работать с людьми? Насколько быстро можно выгореть?

– Для себя я выработала такой рецепт: работать только со «своими» людьми, с которыми изначально сходимся по ценностям. Я не беру людей, если я в них не верю или мне не нравится их продукт. 

Еще мне помогают поддерживать мотивацию благодарности и теплые отношения с клиентами. Ключевым эпизодом, когда работать стало в радость, оказался момент переосмысления темы цены и ценности. Раньше у меня были установки, что «стыдно много просить за свою работу», что «душа должна быть большой», что «всем нужно помогать» и прочие советские устои о деньгах. Мне было жутко тяжело работать. Теперь я изменила представления и уверена, что деньги – это показатель энергии и того, умеет ли человек ею управлять и принимать как благодарность. Теперь я беру столько денег, сколько считаю правильным с каждого конкретного клиента. Конечно, есть фиксированные цены, но я могу делать исключения. Я слежу за тем, чтобы был баланс между удовольствием и деньгами в мотивации. Это большая тема, но очень важная для каждого. Деньги, как лакмусовая бумажка, расскажут и покажут все. Сейчас я ориентируюсь на деньги, чтобы понять, насколько те продукты, которые мы создаем, нужны людям. 

– Как должен быть сформулирован запрос, чтобы вы стали работать с человеком?

– Идеальный запрос – это «у меня есть бизнес и продукт, помогите с помощью репутации зарабатывать больше, выйти на другой уровень, найти нужные связи». Нужно понимать, что у индивидуальных предпринимателей слабый уровень образования в маркетинге, они под «брендингом» и «личным брендом» могут понимать всё что угодно. Многие личным брендом называют нетворкинг, продажи в соцсетях, стиль, продвижение в Instagram. Это вводит людей в заблуждение – и приходится еще вести просветительскую работу, чтобы понять, что нужно человеку на самом деле.

Если стоит запрос из серии «я боюсь писать, а что про меня скажут, а как начать общаться», то он не относится к бренду, к экономике проекта. В этом случае я советую психолога, чтобы человек сначала разобрался со своими страхами и барьерами. Иначе ничего не получится – на путь создания бренда лучше вступать счастливым, уверенным и здоровым. 

– Развитие личного бренда становится маст-хэвом. Пропагандируется то, что человек должен продвигать продукт через себя. Получается много однотипных личных брендов. Что с этим делать?

– В этом предложении можно заменить сочетание «личный бренд» на «люди», и станет понятно. Людей всегда много, но кто-то более заметный, а кто-то менее заметный, кто-то ведет за собой, а кто-то идет. У каждого есть свой путь и условия, в которых он эффективнее всего реализуется. По исследованиям социологов, всегда есть одинаковый процент новаторов (2,5%), ранних последователей (13,5%), раннего большинства (34%), поздних последователей (34%) и опоздавших (16%). 

Если за продвижением в Instagram не стоит философия и качественный продукт, то от того, что вы красиво оформили свои профили, толку в долгосрочной перспективе не будет. Выиграет тот человек, у которого есть сильная индивидуальная идеология, большая идея. Таких мало, но к этому стоит стремиться, развивать себя и ориентироваться на то, чтобы быть значимым, а не известным. Чувствуете разницу?

– Как долго выстраивается личный бренд?

– Всю жизнь! Мы помогаем разобраться с основой, создать платформу-концепцию личного бренда. У нас есть авторская методология: мы базируемся на теории архетипов и составляем «Эссенцию Личности», это ценности, компетенции, характерные особенности и бизнес-миссия человека. Для этого наш психолог проводит глубинное интервью, клиент делает творческое задание, и еще мы собираем обратную связь от 15–20 знакомых клиента. Мы анализируем текущий имидж: определяем стартовые и финишные точки. И ведем человека к заветной цели, помогаем и сопровождаем на пути. Если нужно, меняем стиль и создаем необходимые атрибуты и носители бренда: сайт, визитки, фотосессии, запонки и прочее.

У нас есть три формата работы: бренд-консалтинг, продюсирование «под ключ» и онлайн-академия. Каждый предприниматель найдет свой вариант сотрудничества. 

– Какие еще бывают сложности в работе с клиентами?

– Последнее время, когда все ринулись строить личный бренд, много людей приходят с запросом «выйти из шкафа». Часть клиентов, которые приходят с подобным запросом, заказывают психологическую диагностику как инструкцию к действию – с чем разобраться самостоятельно, какие аспекты проработать с психологами. Но с нами или без нас, они со временем в своем темпе все же «выходят из шкафа». 

Но есть люди «я просто попробовать», которые вечно в рефлексии и сомнениях, и к нам они тоже приходят как к 158-му специалисту – просто попробовать. Они в позиции жертвы и пока не могут выйти из замкнутого круга. Это сложные клиенты – они тянут много сил и ни к чему не приходят. Сразу хочется их взять и вытрясти из них это. Так что я, как правило, переключаю их сразу же на психолога. 

Еще бывает сложно принять, когда получается крутой проект – все замечательно придумано, сформирован стиль, продуманы носители, но клиент не идет в продвижение, не действует или не сразу применяет наши рекомендации. Нужно время, чтобы созреть. Брендинг – это оболочка внутренней работы по своему развитию, которую проделывает клиент, чтобы выйти на новый уровень. И я не могу на это повлиять.

«Я хочу, чтобы человек не вкалывал на бренд, как пленник тренда, а с интересом развивался, изучал себя, узнавал свои новые аспекты и грани»

– Можно ли сделать из психологически здорового человека условно Стива Джобса?

– Не знаю, был ли Стив Джобс здоровым, или среднестатистическим, или гениальным. Не хотела бы судить. У каждого свой путь – кто-то в 15 лет четко понимает, чего хочет, кто-то только в 45 осознает, что жил не свою жизнь. 

Последнее открытие, которое в корне поменяло отношение к работе, звучит примерно так: «есть вопросы, которые решаются не на том уровне, на котором заданы». Приведу пример, чтобы пояснить. У меня есть прекрасный клиент – активная молодая женщина, харизматичная и красивая, умная и с крутым проектом. Мы уже год сотрудничаем в формате индивидуального консалтинга, но у нас не получается прийти к цели – по неведомой причине она не действует и не может выйти на заветный результат. И есть такое мнение в восточной философии, что за реализацию человека в социуме, за деловую активность и деньги отвечают отношения с отцом. На последней консультации я озвучила ей эту версию – выяснилось, что она не общается с отцом последние 10 лет. И это не единичный случай. 

Я не буду в это углубляться, но понимание того, что часто вопросы задаются не с того уровня, на котором их можно решить, в корне изменило мой подход к работе с клиентами. 


– Что тогда для вас самое главное в работе?

– Быть искренней с собой, не терпеть то, что не нравится, не насиловать себя, не страдать. Если это заземлить на личный бренд, то тогда он приносит деньги и удовольствие. Работу с клиентами я начинаю с вопросов. Зачем вам бренд? Что вы хотите изменить в жизни с помощью него? Как это вам поможет? С кем вы тогда будете работать, кто ваши клиенты? Сколько денег в месяц вы хотите получать? А сколько часов при этом хотите работать? От этого мы начинаем выстраивать стратегию. Я не говорю всем под одну гребенку: «Нужен Instagram, лайки, книга, подписчики». У меня другой подход – важно, чтобы человек выбирал способы продвижения по душе. Я хочу, чтобы человек не вкалывал на бренд, как пленник тренда, а с интересом развивался, изучал себя, узнавал свои новые аспекты и грани. Для меня личный бренд – это о развитии человека и его дела. 

Я точно знаю: что в голове у основателя, то и в его команде и бизнесе. 

«Даже мы, поколение Y, несколько раз взвешиваем перед тем, как написать пост или выложить фото, – мы застряли в мире, которого не существует на самом деле. Отсюда так много проблем, связанных с разрывом "быть и казаться"»

– А как практика персонального бренда соотносится с молодым поколением? Они ведь выросли в социальных сетях, но при этом замкнуты в реальном мире. Какие здесь работают механизмы? 

– У нас была на практике студентка из поколения Z. И мы довольны тем, как сложился процесс, как она соображает, как работает. Действительно, такое ощущение, что в социальных сетях они реагируют гораздо быстрее, чем в реальном мире. В итоге мы ее взяли на работу. Пока это единственный глубокий опыт взаимодействия с этим поколением. 

Я наблюдаю за молодым поколением – профессия обязывает. Я смотрю, читаю, слушаю то, что они делают, чтобы понимать, что происходит. У них как будто нет границ, они могут выложить видео, как бреют подмышки, и набрать миллион просмотров. У меня как у маркетолога с классическим образованием к этому много вопросов. Я не могла понять, в чем здесь ценность. Почему это набирает такое количество просмотров? И здесь я опять осознала, что ответ не в той плоскости. Необязательно, что должна быть ценность только в пользе, ценны сейчас открытость, эмоции, искренность, подлинность. Их основной посыл: «Я делюсь тем, какой я есть, я не показываю себя только с правильного ракурса, как делают многие». 

У поколения Х очень много комплексов по поводу публичности. Классическая установка, что публичность может быть только про светлую сторону, у молодого поколения отсутствует. У них вообще нет установок, они транслируют все как есть. И у них границы между интернет-пространством и жизнью как будто тоже нет. 

Даже мы, поколение Y, несколько раз взвешиваем, нужно ли писать такой пост, выкладывать такое фото, – мы застряли в мире, которого не существует на самом деле. Отсюда так много проблем, связанных с разрывом «быть и казаться». А вот эти молодые ребята другие. Они творят digital-революцию, которую мы пока только наблюдаем и еще не понимаем, во что это выльется. 

Психологи говорят, что нельзя засорять мозг, нужно ограничивать информационный шум. Все больше появляются и становятся популярными разные методики медитации. У молодых нет таких рамок, они живут в реальном и виртуальном мире одновременно, и нет границ, которые тормозят их развитие. Нужно наблюдать, радоваться и учиться этой искренности.

Мы живем в потрясающее время, когда все меняется так быстро и сильно, образуются новые смыслы и идеи. Это счастье, что есть такой мир, наполненный знаниями и возможностями, чтобы делать свой проект от души и на нем хорошо зарабатывать. Хотя кажется, что у каждого поколения есть ощущение, что они живут в лучшее время. Желаю всем нам быть собой и становится брендами.

Юлия Лос – спикер нашего курса по личному бренду для fashion-специалистов, она помогает сформулировать большую идею человека, определиться с ценностями и сильными сторонами и описать ключевые направления развития.

{"width":960,"column_width":122,"columns_n":6,"gutter":45,"line":20}
false
767
1300
false
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: Open Sans; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 24px;}"}
Дата публикации: