Оставьте заявку и получите бесплатную консультацию

Как мода стала простой

Blog

Свитшоты, футболки и треники. Что дальше?

 

Типичная вещь этого лета на маркетплейсе — яркий однотонный костюм из квадратной футболки и квадратных же трикотажных шорт на резинке. Есть и альтернатива для холодной погоды: свитшот и треники из футера с начесом. Эти модели невероятно популярны, и от массовой одежды прошлого они отличаются невероятной же простотой. На них нет даже принта, которым обязательно украшали треники и футболки из масс-маркета еще несколько лет назад.

 

Действительно ли массовая одежда стала проще? И куда это может привести дизайн одежды, а заодно и модный бизнес? У нас есть несколько версий, которые прокомментировала профессиональный дизайнер и конструктор София Жарова и аналитик моды Андрей Аболенкин.

 

Power dressing, 90-е и наши дни

 

Нельзя сказать, что мода все время упрощается или все время усложняется. Если мы говорим о моде, которую помнят современники, конец 1980-х — это еще время великолепных и порой довольно сложных конструкций. В это десятилетие любили изящно скроенные платья, но по-настоящему расцвели женские офисные костюмы.

enter image description here

В 80-е и 90-е повседневные вещи, даже массовые, стремились украшать; эту функцию несли не только принты и вышивки, но и конструктивные элементы: кокетки, планки, клапаны карманов.

enter image description here

Свитшоты практически современного вида, футболки и треники существовали уже тогда, но их не носили повсеместно, как сегодня. Из загончика «активный отдых» они выходили в субкультуры, в уличную моду.

enter image description here

Зато сегодня распространилась на практически все жизненные сферы, за исключением самых парадных и официальных ситуаций, растеряв по пути остатки спортивности и большую часть декора.

 

Идею простоты на подиуме отмечает аналитик моды Андрей Аболенкин:

 

«Удивительно, что самой громкой вещью этого сезона стала бельевая майка. Даже в кутюрных коллекциях она прозвучала вполне отчётливо.
Пожалуй, последний раз мы видели такое в начале 90-х, когда белая сорочка, водолазка или резинка трусов вдруг стали модным заявлением, а джинсы попали на обложки Vogue. Тогда так боролись с перееданием 80-х, раскрывая слои излишеств в поисках чистой индивидуальности».

 

Значит ли это, что изменения произошли прежде всего стилистические?

 

Профессиональный дизайнер и конструктор София Жарова говорит:

 

«Футболка осталась практически такой же, какой она была в 80-е, у нее осталось столько же швов. Шорты — все то же самое. Правда, сейчас мы наблюдаем увеличение объемов. Это может быть связано с тем, что продавать onesize гораздо удобнее, да и для покупателя в интернете проще подбирать вещь, которая сидит усредненно. Производители стремятся удовлетворить запрос на более бюджетную одежду, мне кажется, и это выражается в том, что стало меньше деталей кроя».

 

Какие факторы повлияли на конструкцию и декор повседневных вещей

 

Их несколько, и часть из них действительно можно отнести к законам, по которым функционирует модный бизнес.

 

1. Онлайн-торговля

 

Продажа одежды через интернет еще десяток лет назад вызывала у покупателей сопротивление из-за необходимости примерки и невозможности составить личное впечатление о вещи до покупки. Первую проблему магазины пытались решить с помощью виртуальных примерочных, но эта практика не прижилась. Были вопросы к точности и удобству дистанционной примерки, к тому же она требовала лишних телодвижений от пользователя. Поэтому изменилась не технология онлайн-продаж, а набор самих вещей.

 

Объемный свитшот или треники с кулиской на поясе могут вполне удачно сесть на фигуру и с размером 42, и с размером 50; индивидуальные особенности и субъективное «идет — не идет» в такой ситуации часто оказываются более важными, чем формальное попадание в размер.

 

Интересно, что при этом далеко не все производители свитшотов, даже для молодой аудитории, делают упрощенную систему размеров. Как раз у тех, кто продает повседневный трикотаж массово, встречаются размерные линейки от XS до 3XL. Если у вас есть возможность физической примерки, вы можете убедиться, что вам подходит сразу несколько размеров, просто смотрятся они по-разному. У покупателя остался выбор стилистического решения (точно в размер или роскошный оверсайз), но снизилась вероятность сделать ошибку.

 

2. Свойства материалов

 

Часть «работы» по правильному облеганию тела может брать на себя материал: трикотаж легко тянется сам по себе, а производители массовой одежды к тому же очень любят ткани с добавлением нескольких процентов эластана. Конструкция в таких условиях может не так уж точно следовать линиям тела, и вероятность промахнуться с размером — меньше, как и в случае со свободной одеждой. Меньше ошибок — меньше возвратов.

 

3. Особенности массового производства

 

Модному бизнесу выгодно экономить на производстве, но не на конструкциях, считает София Жарова. Поэтому простота многих удачных вещей из масс-маркета — кажущаяся; если из вещи убрали вытачки, это не значит, что она стала проще. Это именно воспринимаемая, стилистическая простота, на создание которой пошли часы работы профессионала.

 

«В первую очередь не на конструкторах экономят, кто не дурак. Выгоднее поручить работу хорошему специалисту, который сделает в конструкции на две вытачки меньше. Тогда производство станет быстрее и дешевле без потери качества».

 

Хорошая конструкция — это не только детали. Футболка оверсайз должна сидеть хорошо на девушках с 40-го и до 50-го размера; нужно знать, как это сделать, и уметь работать с объемами. Чтобы построить конструкцию без вытачек на фигуру с большой грудью, нужно мастерство, знание нюансов. Это на самом деле большая, а не меньшая сложность конструкции. При этом швов у готовой вещи может быть действительно меньше.

 

4. Изменение гендерных ролей

 

«Что касается видимого упрощения конструкции, на мой взгляд, это связано с приметой времени — стиранием гендерных границ, — говорит София Жарова. — Впервые объемная одежда для женщин появилась в 80-е, это было связано с идеей power dressing и профессиональной самореализацией женщин. Большие плечи у костюмов появились, чтобы женщина в диалоге с мужчиной могла иметь больший вес.

 

Сегодня мужская одежда тоже стала более свободной. По сравнению с тем, что было в 90-х, нулевых и десятых, она меньше подчеркивает особенности тела. В объемной футболке нет четкого акцента на объем плеч, груди, талии и даже бедер, потому что футболки бывают длинными. Для меня так называемое упрощение одежды — это прежде всего знак размывания границ между полами, сдвиг в сторону одежды унисекс.

 

Подчеркнутая грудь — это определенный стиль. Уже мои клиентки за 40 и за 50 лет начинают выбирать рубашки без вытачек, и для меня это стилистический запрос».

 

5. Мода на минимализм

 

Люди перестали бояться пустой стены, пустого неукрашенного места на одежде, отсутствия цепляющих взгляд деталей и ярких акцентов. Возможно, это пришло из социальных сетей, где удачно работает белый фон, интерьеры с воздухом, много моря и неба.

 

В мире потребления сложилась парадоксальная ситуация: люди по-прежнему хотят новых вещей, как дети сладостей, но и красивого пустого места они тоже хотят. В том числе чтобы набить его новыми вещами. Так называемое расхламление стало общим местом в речах сетевых коучей: якобы нужно выкинуть все старое, чтобы освободить место для нового.

 

 

6. Запрос на легкость в использовании

 

София Жарова: «Если понимать под сложностью обилие деталей, то да, мы наблюдаем снижение их количества в массовом производстве. Но это может быть связано и с популярностью минимализма, особого восприятия мира, когда не хочется отвлекаться на что-то лишнее в одежде. У людей сегодня много других дел.

 

Кроме того, в принципе увеличилось количество простой одежды, и она стала более конвенциональной. Футболка есть у практически у каждого. Это бюджетный предмет гардероба, ее проще подобрать (так как это трикотаж), уход за ней проще, чем за рубашкой — обычно ее не нужно утюжить. Ускорение ритма жизни, упрощение гардероба как такового и более прагматичное к нему отношение — вот что влияет на облик вещей сегодня».

 

Итак, конструкции вещей массового сегмента стали проще с точки зрения деталей, но в отдельных случаях это совсем не означает, что они стали примитивнее или в них было вложено меньше труда.

 

Но в некоторых случаях — все-таки означает. Не все свитшоты с маркетплейсов обладают прекрасной посадкой. И даже в продвижении вещей большого объема маркетологи часто путают людей, не всегда уместно используя слово «оверсайз». В этом есть лукавство: название конструктивно сложного явления переносят вообще на все мешковатые большие вещи. Бизнес стремится упростить производство, а маркетологи в интересах продаж упрощают суть модной идеи.

 

Все это происходит, чтобы заинтересовать покупателей. Сегодня они в массе не готовы долго возиться с вещами, вдумчиво их выбирать или обеспечивать им особый уход. Массовая одежда в идеале должна быть податливой: неприхотливой как в носке, так и в комбинировании.

 

Что дальше?

 

Простая в использовании, неприхотливая одежда, которую легко выбрать — это прекрасно, но может наскучить. Дизайнеры и конструкторы ищут пути обозначить фигуру или создать акцент в неопасном месте, и многие из этих решений весьма остроумны.

 

Пиджаки с огромными плечами и широкие брюки выглядят продолжением традиций пауэр-дрессинга. В отличие от своих предшественников из 80-х новые костюмы не обозначают талию, зато сохранили акцент на плечи. Куртки-рубашки, популярные последние несколько сезонов, имеют практически прямоугольную форму: это выглядит эффектно и допускает значительные колебания размера. Еще один хит маркетплейсов — платья с запахом — делают акцент на талии, при этом вероятность не попасть в размер не так велика: за счет фасона достигается некоторая свобода. Платья «беби-долл» имеют четкую форму в верхней части, а дальше возможны колебания объема. Все это — попытки создать форму или акцент без необходимости точного попадания в размер. Интересно, что почти все эти модели — переосмысленная одежда прошлых десятилетий.

 

Это мир масс-маркета. А что же происходит на подиумах Недель моды? У Андрея Аболенкина есть своя теория о том, почему простота появилась и там.

 

«С 2017 мы видели неуклонный рост интереса к тейлорингу, в 2019 покойный Вирджил Абло объявил о кончине им же созданного мира свитшотов. Два последних года пышно расцветала театральность, корсеты и сложные объёмы».

 

«Буквально ничто не предвещало, что самые важные релизы года сложатся из спортивной классики полувековой давности. Сейчас легче сказать, чем этот поворот точно не является. Речь не о сексуализации: вся эта новая Простота лишена гендерных привязок, а тело открывается только ради ритма в комплекте. Это и не возвращение тяги к анонимности: в отличие от нормкора комплекты часто выходят броские и эмоционально заряженные. Иронией даже не пахнет, это ушедшая натура.

 

Можно предположить, что для выражения важных смыслов классические приемы дизайна сейчас не подходят, нужна как минимум текстовая поддержка, поэтому легче отказаться от всех сложных приёмов за ненадобностью. Однако самым логичным по размышлении кажется самое странное объяснение. Экономическое, почти конспирологическое. Вполне возможно, что мы присутствуем при последней стадии экспансии моды. Под лозунгом демократизации она последние десятилетия добралась до тех, кто не мог её себе позволить, а то и вовсе ею не интересовался. Во всяком случае, именно на такую причину ссылался К. Уэст в рассказе о сотрудничестве с GAP и Adidas. Царство простых вещей окончательно превращают в моду абсолютно все, что нам захочется так назвать, никто не укроется. Ловушка только в том, что классно комплектовать эти элементарные частицы без многослойности, декора и цвета адски сложно. Мода остаётся иерархической системой, и сдвинуть её с этой позиции невозможно».

 

Осталось ли в моде, стилистически упрощенной до предела, что-то, что можно придумать? Конечно. Интересные конструктивные решения возможны за счет новых, пока не существующих технологий, дальнейших изменений в обществе, новых эстетических запросов и возможности конструкторов совершенствовать мастерство.

 

В одном можно быть уверенными. Покупатели вряд ли захотят отдавать назад полученную однажды простоту в обращении с вещами. Поэтому дальнейшее развитие дизайна вряд ли вернет нас в корсеты или сложносочиненные костюмы, разве что ради тематической вечеринки.

 

Автор статьи Наталия Поротикова, журналистка, соавтор книги «Тело и одежда». 

Дата публикации: